Eileen Gray
Эта женщина-архитектор абсолютно не стремилась к славе, а просто создавала предметы, жившие особенной жизнью в спроектированных ее же домах. Она опередила свое время и только после смерти была признанная классиком модернизма и культовым дизайнером XX века.
Редкий гений
Родившая в 1878 г. в Ирландии в зажиточной семье Кэтлин Эйлин Грэй Морей с детства была окружена атмосферой утонченного аристократизма. Побывав на Exposition Universelle в Париже, она решила поступить в 1900 г. в Лондонскую школу «Slade School of Art». Но традиционное занятие акварелью, столь обычное в то время для девушек из высшего английского общества, было не для Эйлин. Уже спустя 2 года она сменила суровый консерватизм Британии на французское свободомыслие академии Ecole Colarossi in rue de la Grande Chaumière, а потом и на знаменитую Académie Julian. Немного позже Эйлин Грей заинтересовала техника декоративного нанесения лака на мебель, и она брала частные уроки у японского мастера Сеизо Сугаварой (Seizo Sugawara). Но лаковая мебель тоже не завоевало сердце ирландки.
Грей продолжала экспериментировать, и ее первой работой стали расписные панно, представленные на выставке Salon des Artistes Décorateurs в 1913 г. Оформленная в 1917-1921 квартира для мадам Матье-Леви (Madame Mathieu-Lévy) с эксцентрическим креслом Bibendum открыли дизайнерский талант Эйлин для богатой публики и, наконец, позволила ей стать финансово независимой от своей семьи. С 1918 г. Грей начинает создавать предметы из тонких металлических трубок, предвосхитив аналогичные проекты знаменитого Ле Корбюзье (Le Corbusier) на целых 10 лет.
Ослепленная чувствами
1919 г. стал знаковым в судьбе Эйлин. Именно тогда она встретила любовь всей своей жизни — молодого архитектурного критика журнала L’Architecture Vivante эмигранта Жана Бадовичи (Jean Badovici), который был почти вдвое младше ее. Это была грустная сентиментальная история, давшая мощный толчок для творческих идей Грей.
В 1920 г. Грей создала подвижную ширму Brick Screen, а в 1922-ом представила на выставке в Амстердаме изящный черно-белый чайный столик. С 1926 г. она начинает работать над своим самым масштабным проектом Е 1027, в названии которого зашифрованы инициалы самой Грей и Жана Бадовичи.
Купив участок земли на Рокбюрн-Кап-Мартен Эйлин Грей, не имея архитектурного опыта, начала с помощью нескольких рабочих строить виллу. На это у нее ушло 3 года. Синтез железобетона, стекла и необычных решений проектирования позволил создать концептуально новое жилое пространство, где все трансформировалось по воле своих хозяев. Ярким элементом оформления виллы стал одноименный столик E 1027, который публика увидела лишь в 1930 г. на выставке Union des Artistes Modernes. Хромированный алюминий, телескопические ножки и ироничный замочек-гвоздик – столик стал предметом желаний истинных коллекционеров. Он был продан на Sotheby’s в 1972-ом за 10000 фунтов стерлингов.
Когда в 1930 г. в любовных отношениях пары наметилась трещина, Эйлин просто собрала вещи, прихватила сигаретный столик и ушла, оставив дом E 1027 Жану, чтобы никогда больше не возвращаться сюда. С этих пор вилла на лазурном берегу Франции стала приносить несчастье. Молодой ловелас вскоре умер, эгоцентричный Ле Корбюзье разбился на яхте, заглядевшись на дом-корабль, последний владелец E 1027 был зарезан.
Нестандартный финал
Несмотря на весь драматизм ситуации, Эйлин Грей продолжала творить. В 1932 г. она построила еще один дом — Tempe à Pailla, в 1954 г. — виллу Lou Pérou. Выполненная для интерьерного наполнения и созданная всего в нескольких экземплярах мебель выражала неординарный взгляд женщины-архитектора на мир дизайна того времени, неизменно смелый и новаторский. У нее было всего 2 персональные выставки в Граце и Вене в 1970 году.
Эйлин Грей прожила жизнь так, как хотела, ни в чем себе не отказывая, и ее абсолютно не волновала чужое мнение. Может именно поэтому ее дома и мебель признаны культовыми проектами XX века, а она сама — родоначальником модерна.
Сегодня предметы, созданные Эйлин Грей, представлены не только в известных музеях Европы и частных коллекциях, но и на ее родине в Ирландии в рамках экспозиции Decorative Arts & History в National Museum of Ireland и в Enniscorthy Castle Museum. Цена за оригинальные модели мебели от Эйлин Грей исчисляется миллионами. Так, кресло Chairman of the Dragon в 2009 г. было продано на аукционе за $ 28 млн.
Работы этого дизайнера